Если вы хотите, чтобы ваш сайт был успешен или хотя бы оправдывал затраченные на него усилия, вам нужно настроить себя на то, чтобы овладеть определенными знаниями и навыками. В частности, это касается поисковой оптимизации (SEO). Конечно, вы вправе поручить все работы по оптимизации исполнителям, но даже для того, чтобы вести с ними сотрудничество, знания и навыки вам пригодятся. А если вы человек деловой и мотивированный, то вам стоит научиться действовать самостоятельно.
Базовый SEO-аудит вашего сайта — полезная практика, которая позволяет:
• проверить сайт на соответствие стандартным требованиям поисковой оптимизации;
• понять, каким образом на сайт попадают посетители;
• определить факторы, напрямую влияющие на трафик;
• выяснить, за что берут деньги специалисты (SEO-копирайтеры, оптимизаторы и прочие «сеошники»), то есть, за что стоит платить, а за что – нет;
• более эффективно распределять усилия и бюджет, необходимые для достижения целей.
При SEO-аудите проверке подлежат многие факторы, но здесь мы остановимся только на самых основных.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
1. Карта сайта.
Их имеет смысл создать две: техническую (в виде файла Sitemap.xml, который сообщает поисковым системам о том, как организованы данные на вашем ресурсе) и практическую, в виде ранжированного списка всех страниц вашего сайта, доступного пользователям. Наличие карты непосредственно на сайте не гарантирует индексацию всех страниц, но может ей способствовать.
2. Скорость загрузки сайта и параметр Mobile-Friendly.
Если сайт очень медленно грузится, это не есть хорошо. А если он некорректно отображается в мобильных телефонах и прочих гаджетах, то это говорит о его недостаточной оптимизации, что влечет за собой потерю посетителей.
Как проверить: инструмент от Google PageSpeed Insights. Там можно проверить оба параметра.
3. Количество страниц в индексе поисковых машин.
Расхождение в индексе Яндекса и Гугла может быть очень существенным, и это является индикатором проблем с оптимизацией сайта. Причины могут быть самыми разными, но если Яндекс упорно не индексирует сайт (Гугл обычно таких проблем не создает), то надо думать и принимать меры. Например, одной из причин может быть «недостаточная ценность контента», и тогда одной лишь оптимизацией вы проблему не решите. Нужно делать так, чтобы поисковики признали ваш сайт как СДЛ (сайт для людей).
Как проверить: в строке поиска Яндекса указать оператор «host:» и домен вашего сайта, например, host:www.movillo.ru
В строке поиска Google использовать оператор «site:», то есть site:www.movillo.ru
4. Файл Robots.txt.
Содержит информацию для поисковых машин с указанием к индексации. Главное правило: все страницы и разделы, которые предназначены для индексации, должны быть открыты для роботов поисковых систем, а не предназначенные для индексации – закрыты. Основной смысл в том, чтобы скрыть от индексации дублирующий контент. Запросите в поиске: «правильный файл Robots.txt» и найдите ту версию, которая кажется вам наилучшей для того «движка», который используется на вашем сайте. А потом, загрузив этот файл в корневую папку сайта, проверьте в сервисе Яндекс.Вебмастер.
АНАЛИЗ КОНТЕНТА
1. Мета-теги.
Это служебная информация для поисковых машин: трудно сказать, в какой степени она учитывается при ранжировании, но определенная польза в ее наличии есть. Разные «движки» сайтов предполагают разные опции, позволяющие прописать «Title», «Description» и «Keywords», как для всего сайта, так и для рубрик и для каждой страницы.
Как проверить: попробуйте инструмент Seositecheckup. Там на английском языке, но придется понимать, никуда не денешься. А вот следовать всем рекомендациям или только некоторым – это ваше личное дело.
2. Уникальность текстов.
Этот параметр очень важен: контент должен быть написан специально для данного сайта, а не скопирован откуда-либо. Я лично всегда проверяю каждый текст. Вы тоже, оплатив услуги копирайтера, можете проверить написанные им тексты со своей стороны.
Как проверить: сервисы есть разные, например, text.ru, miratools.ru, программы Copyscape, Advego Plagiatus.
ОБЗОР И АНАЛИЗ ТРАФИКА
Чтобы эффективно продвигать сайт и иметь хорошую посещаемость, нужно периодически анализировать данные. Они подскажут вам:
• Эффективно ли семантическое ядро (список ключевых слов и выражений, по которым продвигается сайт);
• Какова видимость сайта в поисковых системах и по каким словам преобладают переходы из поиска;
• В каком направлении стоит двигаться (добавлять материалы, закупать ссылки, давать рекламу и т.д.), чтобы улучшить показатели.
Как проверить: имеет смысл анализировать результаты, которые дают системы аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics. Правда, без навыков и опыта это будет скорее медитация на данные, нежели анализ, но рано или поздно причинно-следственная связь станет ясней.
Также можно установить на сайт счетчик Liveinternet — там дается разнообразная статистика. Еще есть сервисы Semrush и SimilarWeb.
Если вы научитесь делать верные выводы из полученных данных, вам станет ясней, какие меры и методы работают на продвижение вашего сайта. И раз уж они работают, надо сделать на них акцент в текущем продвижении сайта. А, соответственно, если что-то не сработало, надо установить причину и исправить допущенные ошибки.